— Ребенку необходимо пространство и условия для формирования чувства базовой безопасности. О формировании такого чувства психологи говорят нам как о главной задаче первого года жизни ребенка. Это неформулируемое, но стойкое убеждение, что мир в целом благожелателен. Что все будет хорошо. А если будет плохо и трудно, всегда есть кто-то, кто тебе поможет.
Почему дети из бедных семей по статистике медленнее развиваются и хуже учатся?
Не потому, что они природно тупы, а потому что живут в нестабильной и небезопасной обстановке. Они реже могут быть уверены, что завтра у них будет еда, а мама с папой не подерутся, дома будет кто-то из взрослых, готовый помочь и выслушать, а не только замученный добытчик пропитания, возвращающийся домой поздним вечером. Да и тех самых «возможностей» — книг, дополнительных занятий, устойчивого доступа в интернет с собственного компьютера, да просто отдельной комнаты со столом и лампой — у них может не быть.
— Как показывает социальная практика, неконкурентоспособными по сравнению с другими людьми нас делает не отсутствие каких-то навыков, а скорее наша собственная тревожность, утомляемость и разнообразные неврозы. Если человеку что-то понадобится, он научится делать это довольно быстро — но для этого у него должен быть тот самый ресурс роста, то пространство внутреннего покоя, в котором только и возможно обучение.
— Худшие родительские поступки совершаются от страха: ты за ребенка боишься, а это случается часто. Выросшие дети часто вспоминают, как на них кричали, даже били — и часто это случается в ситуации, когда родитель очень сильно испугался за ребенка.
https://mel.fm/vospitaniye/intervyu/7865203-naimeneye-vrednyye-roditeli--te-kotoryye-sami-zanyaty-pravila-vospitaniya-politologa-yekateriny-shul